Связи с Россией и СНГ
Правительство РФ одобрило проект соглашения с правительством Кувейта о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, говорится в документе кабмина, размещенном в четверг в банке нормативных и распорядительных актов.
Соответствующее распоряжение было подписано 1 июля: правительство одобрило проект соглашения, представленный госкорпорацией "Росатом" и поручило ей совместно с МИД РФ провести переговоры с кувейтской стороной и подписать соглашение.
Проект соглашения предполагает, в частности, сотрудничество по таким направлениям, как фундаментальные и прикладные исследования, проектирование, строительство, эксплуатация и вывод из эксплуатации энергетических и исследовательских ядерных реакторов, а также предоставление и развитие услуг ядерного топливного цикла и обращение с радиоактивными отходами.
Кроме того, стороны будут сотрудничать в сферах обеспечения и регулирования ядерной и радиационной безопасности, в производстве радиоизотопов и их применении в промышленности, медицине и сельском хозяйстве, а также в обучении и подготовке специалистов в области ядерной физики и атомной энергетики.
Компетентным органом в рамках соглашения с российской стороны будет выступать Росатом, с кувейтской - Национальный комитет по атомной энергии Кувейта.
источник: www.oilru.com
Внешэкономсвязи, политика
Кувейту грозит вторжение. В 1970-х годах в Саудовской Аравии был популярен анекдот про Кувейт, звучавший примерно так: король Фейсал попросил членов своего кабинета узнать, что думают великие державы о какой-то стоявшей перед королевством проблеме, и доложить ему. На следующем заседании правительства, министр иностранных дел рассказал о позиции США, министр финансов обсудил советскую позицию и так далее. Когда все отчитались, Фейсал заметил, что они забыли одну из великих держав. «Что это за держава?» - спросили удивленные министры. «Это Кувейт», - ответил король.
Когда Саддам Хусейн в 1991 году (так в тексте, на самом деле, в 1990 году, - прим перев.) вторгся в Кувейт, в регионе это мало кого удивило. Почему? Дело в том, что войну Саддама с Ираном финансировали Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. После Ирано-иракской войны Саддам серьезно нуждался в деньгах на восстановление вооруженных сил и страны. Саудовская Аравия быстро объявила свой кредит подарком, однако Кувейт на переговорах в Джидде занял другую позицию. Он потребовал, чтобы ему вернули деньги, и начал обсуждать размер процентной ставки. Более того, кувейтцы, поощряемые Саудовской Аравией, превышали свою квоту добычи нефти, установленную ОПЕК. Саддам, нуждавшийся в нефтяных деньгах, был этим очень недоволен. Лидер Ирака – справедливо или нет – считал, что он воюет с Ираном, в том числе, и для того, чтобы защитить своих богатых арабских братьев от мулл из Тегерана. Вторгнувшись в Кувейт, он ожидал, во-первых, что Вашингтон не придет на помощь эмирату, и, во-вторых, что он сможет наложить руку на заграничные активы Кувейта, что решило бы финансовые проблемы Ирака. Главной ошибкой Саддама было, разумеется, то, что он неправильно оценил реакцию США— реакцию, которая могла бы оказаться совсем другой, ограничься он лишь частью Кувейта (что позволило бы ему получить больше доступа к Персидскому заливу), или же войди он в богатую нефтью Восточную провинцию Саудовской Аравии, вместо того, чтобы останавливаться на границах королевства в надежде, что США сочтут его хорошим мальчиком! После освобождения Кувейта, Ирак, как и полагается интервенту, был объявлен агрессором и оказался вынужден платить репарации.
Сейчас Кувейт опять предпринимает смелые шаги, которые могут угрожать его суверенитету. Он отправил свой маленький флот к Бахрейну, чтобы поддержать авантюру Саудовской Аравии, борющейся с мирными шиитскими манифестантами. Он обвинил Иран во вмешательстве в свои внутренние дела и во внутренние дела Бахрейна и выслал ряд иранских дипломатов. Он помешал Ираку восстановить национальную авиакомпанию, наложив арест на несколько иракских самолетов в других странах. Да, безусловно, Ирак должен Кувейту репарации, но это явно не лучший способ добиваться от сильного соседа выплаты долга (тем более, что Иран, напротив, простил Ираку все репарации, возложив вину на войну исключительно на Саддама Хусейна). Мягко говоря, Кувейт без всякого смысла разозлил и Иран, и Ирак и привлек к себе их внимание.
Однако сейчас, в 2011 году, обстановка в Персидском заливе совсем не та, что в 1991 году. Саддама сменил возглавляемый шиитами и тесно связанный с Ираном режим. Соединенные Штаты находятся в тяжелом положении как с военной, так и с финансовой точки зрения, что сильно ограничивает их способность вступаться за своих друзей. Кувейту следовало бы вести себя осторожнее.
Кувейту стоит задать себе постой вопрос: соответствуют ли его национальным интересам – с учетом новой ситуации в персидском заливе – выступления против Ирана и Ирака (в частности в поддержку Саудовской Аравии)? Если Саддам еще в 1991 году счел захват Кувейта выгодным мероприятием, сегодня для Ирана и Ирака расклад выглядит еще привлекательнее, особенно на фоне практически нулевого риска американского вмешательства. Конечно, Ираку нужно время для того чтобы восстановить армию и экономику - а также для того, чтобы из него ушли остатки американских войск. Однако пяти лет на это вполне должно хватить. Между тем в течение трех лет Иран, по всей вероятности, обзаведется небольшим ядерным потенциалам. Иран и Ирак явно не будут молча терпеть унижения от Кувейта или от Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Кувейту имеет смысл осознать, что ни по географическому положению, ни по размеру он – явно не Саудовская Аравия, и что от нового вторжения Эр-Рияд его защитить не сможет.
Таким образом, вероятность вторжения Ирана или Ирана вместе с Ираком в Кувейт в течение ближайших трех-пяти лет очень высока. Вторжение Саддама выглядело менее вероятным. Причем на сей раз единственными защитниками эмирата могут оказаться неиспытанные в бою армии его собратьев по Совету сотрудничества. Похоже, Кувейт - сам себе злейший враг. Хосейн Аскари (Hossein Askari). Kuwait Faces Invasion, The National Interest, США
источник: www.inosmi.ru
Кувейт ожидает русских наложниц
Немало мыслителей еще минувшего столетия предупреждали, что мир стремительно погружается в средневековое варварство, что деградирующая цивилизация двигается назад в темные года.
Сегодня, когда в ряде стран под знаменем политкорректности установлены диктаторские режимы, в которых власть и все права принадлежат расовым и сексуальным меньшинствам, когда против суверенных государств осуществляются под самыми надуманными предлогами агрессии, становится очевидным, что прогнозы эти оказались вполне справедливыми. Из прошлого возвращаются и материализуются такие понятия как крестовые походы, пиратство, инквизиция...
А на днях в Кувейте абсолютно серьезно предложили возродить невольничьи рынки и наполнить их секс-рабынями из России. Таким образом, предлагается решить вопрос с супружескими изменами кувейтцев, которые вместо того, чтобы совершать "секс-туры" в Европу или на Дальний Восток, будут "отрываться" с купленными наложницами.
Это потрясающее предложение сделала женщина – телеведущая и политическая активистка из Кувейта, Салва аль-Мутаири. Эта дама предлагает принять закон, разрешающий мужчинам покупать для личного пользования секс-рабынь. Дабы соблюсти нормы шариатского права она предлагает в качестве объекта продажи использовать женщин немусульманского вероисповедания, захваченных в ходе войны в других странах. Например, для "секс-импорта" подойдут россиянки, взятые в плен в Чечне, а также в других республиках Северного Кавказа, уверена телеведущая.
По мнению Салвы аль-Мутаири, купив секс-рабыню, порядочные благочестивые, но обладающие высоким сексуальным темпераментом кувейтцы не будут изменять женам, так как приобретение импортной партнерши равносильно браку. "Это лучше, чем когда наши мужчины вступают в запретные сексуальные отношения", - заявила телеведущая. Как она оговорилась, при этом должны соблюдаться права детей, и рабыни не должны быть младше 15 лет.
Как уверяет политик, институт наложниц – вполне нормальное явление и не противоречит законам шариата, ведь, к примеру, у знаменитого арабского халифа из династии Аббасидов Гарун-аль-Рашида, по легендам, было две тысячи наложниц.
Касаясь процедуры приобретения секс-рабынь, Салва аль-Мутаири внесла предложение торговать девушками через специальные агентства. По мнению политической активистки, стать наложницей в Кувейте будет благом для пленниц, захваченных во время военных действий. В противном случае, они просто погибнут с голода в заточении. "Например, на чеченской войне наверняка есть русские пленницы – так купите их и перепродайте здесь, в Кувейте", - призвала аль-Мутаири. Она намекнула, что по сути дела речь идет об узаконивании, легализации уже сложившейся практики.
Тут стоит вспомнить, о тысячах русских и русскоязычных женщинах и девочках, пропавших без вести в Чечне в годы бандитского беспредела Дудаева-Масхадова. Сколько из них могли оказаться в гаремах Ближнего Востока?
Следует также отметить, что предложение мадам аль-Муатири создает новый источник дохода (помимо наркоторговли и рэкета) для мирового салафитско-террористического "халифата", боевики которого целенаправленно займутся захватом рабынь и, учитывая традиционную приверженность в странах-импортерах к противоестественным утехам, рабов.
Заявление аль-Мутаири вызвало не только взрыв положительных эмоций у потенциальных покупателей, но и бурю негодования как среди ее соотечественников, так и у жителей других стран Персидского залива. Блоггеры поинтересовались, не была бы политик против, если бы ее саму во времена иракской оккупации продали в рабство в качестве "военного трофея".
Можно, конечно, отнестись к этому, как PR-ходу экзальтированной, истеричной бабенки, если бы не то обстоятельство, что в реализации подобного проекта могут быть заинтересованы очень многие. А подобные заявления делаются не только для того, чтобы прощупать общественное мнение, но и для того, чтобы постепенно приучить людей к таким мыслям, которые после усиленного муссирования в СМИ в течение некоторого времени, перестают казаться многим такими уж абсурдными.
Думается, что МИД нашей страны должен отреагировать на подобное выступление соответствующим образом, и сделать соответствующие выводы.
Кризис в отношениях между Ираком и Кувейтом
08.08.2011
Елена Мелкумян
http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/8313
Иракские официальные лица начали атаку против Кувейта из-за строительства там нового порта, который, с их точки зрения, окажет негативное влияние на экономику их страны. Порт на восточной оконечности кувейтского острова Бубиян, расположенного на севере страны, будет носить имя Мубарака Великого – основателя современного кувейтского государства, который стоял во главе Кувейта с 1897 по 1915 гг. Этот правитель заключил соглашение с Великобританией, определившее судьбу Кувейта на длительный период его исторического развития.
По словам одного из высокопоставленных чиновников кувейтского министерства общественных работ, «идут подготовительные работы для начала первого этапа строительства по созданию порта на острове Бубиян»i. По его словам, строительство порта будет осуществляться поэтапно. На первом этапе предполагается построить 9 причалов, на следующем этапе – еще 7, и на третьем этапе – еще 8. Однако, по перспективному плану развития порта, предполагается, что число причалов в будущем будет доведено до 60ii. Кроме того, уже начато строительство скоростной дороги (три полосы в каждую сторону), которая свяжет остров с сушей. Будет построено два новых моста – для автомобилей и железнодорожный, т.к. на остров предполагается проложить и железную дорогу. Сейчас остров связан с сушей одним мостом.
В планах кувейтских проектировщиков создать на острове предприятия легкой промышленности, построить дома для администрации порта и его работников, построить новый канал или углубить старый для того, чтобы порт смог принимать глубоководные суда. Предполагается также развивать на острове туристическую индустрию и создать там жилые кварталы, так как большая часть острова пока не обитаема.
Развитие острова является одной из приоритетных задач перспективного плана экономического развития Кувейта. Первоочередное внимание на данном этапе уделяется строительству порта.
Помимо экономических причин, освоение острова, который до настоящего времени не пользовался вниманием кувейтских властей, имеет и политическую подоплеку. На него издавна претендовал Ирак, считая его частью своей территории. Кувейт, естественно, отвергал эти притязания. Однако во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Ирак обратился с просьбой к кувейтскому правительству о сдаче ему в аренду двух кувейтских островов – Варба и Бубиян, которые имели важное стратегическое значение. Но кувейтское правительство ответило отказом. Экономическое развитие острова Бубиян, таким образом, должно раз и навсегда положить конец каким-либо притязаниям Ирака на него.
Порт на острове Бубиян будет иметь большое экономическое значение. Предполагается, что это будет самый большой порт в регионе Залива. Стоимость проекта, включая консультативные услуги, достигает примерно 120 млн. кувейтских динаров (около 400 млн. долл.)iii.
Иракские официальные лица заявляют о незаконности строительства порта Мубарак и угрожают поставить этот вопрос на обсуждение Совета Безопасности ООН. Их официальная позиция заключается в следующем: строительство порта противоречит резолюции 833 Совета Безопасности ООН, принятой в 1993 г. и касающейся делимитации границ между Кувейтом и Ираком. Согласно тексту этой резолюции, как утверждают иракские власти, «свобода судоходства, не нарушающая состояние безопасности в совместных водах, должна осуществляться без ограничения». Однако проход к порту «станет его частью, что создаст трудности для прохода иракских судов, и, в результате, иракская экономика лишится значительной части своих доходов»iv.
В провинциальной иракской газете «Аль-Басра» была опубликована статья, в которой изложены детали иракских претензий к Кувейту. В ней отмечалось, что «Кувейт начал строительство порта Мубарак Великий в узком морском проходе, который ведет к строящемуся иракскому порту Фао и к существующему уже 70 лет иракскому порту Умм Каср, что окажет негативное воздействие на эти порты»v.
Иракская сторона намерена направить в Кувейт специальную комиссию для всестороннего изучения вопроса о строительстве порта на острове Бубиян, и предпримет все необходимые шаги для защиты своих интересов вплоть до обращения в Совет Безопасности ООНvi.
Кувейтское посольство в Багдаде в ответ на обвинения Ирака выступило с заявлением, в котором было подчеркнуто, что Кувейт имеет право, согласно международному праву, использовать проход в районе Хор Абдалла. Кроме того, в заявлении говорилось, что «кувейтская сторона неоднократно обращалась к иракской стороне с просьбой урегулировать вопрос о мореплавании в кувейтских территориальных водах». Кувейтское посольство также обращало внимание иракских официальных лиц на тот факт, что углубление морских судоходных проходов до 16 м, который будет осуществлен Кувейтом, будет в интересах всех стран региона и торговых судов, курсирующих в северной части Персидского заливаvii.
Таким образом, позиции сторон оказались диаметрально противоположными. Иракцы считают, что строительство кувейтцами порта в непосредственной близости от Ирака нанесет ущерб его интересам, тогда как кувейтцы утверждают, что строительство порта на территории, которая входит в состав их границ, является их законным правом. Противоречия между двумя странами привели к серьезному осложнению их двусторонних отношений. Премьер-министр Ирака Нури Аль-Малики обсудил со своим кувейтским коллегой шейхом Насыром Ахмедом Аль-Джабером Ас-Сабахом возможность приезда в Кувейт иракской делегации для обсуждения вопросов, связанных со строительством кувейтского порта. Кувейтский премьер приветствовал эту инициативу иракской стороны. Заместитель кувейтского премьера выступил с заявлением, в котором «призвал кувейтский народ оказывать давление на тех, кто пытается разжечь огонь вражды между двумя народами»viii.
Этот инцидент в отношениях между Ираком и Кувейтом воспринимается болезненно в обеих странах, где не стерлись из памяти события начала 1990-х гг. Для кувейтцев все действия со стороны Ирака оцениваются в свете иракской агрессии и оккупации их страны. Для иракцев эти события связаны с национальным унижением во время разгрома иракской армии, захватившей Кувейт, и тяготами периода, длившегося 12 лет, когда Ирак существовал в режиме санкций Совета Безопасности ООН. Эксплуатация этих чувств парламентской оппозицией обеих стран вполне очевидна.
В иракском парламенте прозвучали выступления депутатов от различных оппозиционных фракций, в которых они говорили о недопустимости игнорировать национальные интересы своей страны, защищать ее границы, о том, что политики могут утратить доверие иракской «улицы». Депутаты также обвиняли власти в готовности пойти на компромисс с Кувейтом, забыв о национальных интересах своей страныix. Депутаты поставили вопрос о необходимости провести обсуждение проблемы строительства кувейтского порта вблизи территориальных вод Ирака на предстоящей сессии парламента.
Кувейтская парламентская оппозиция также использовала кризис в отношениях между Ираком и Кувейтом для новых нападок на свое правительство. Кувейтские депутаты обвинили правительство в слабости, в том, что оно не смогло должным образом ответить на нападки с иракской стороны. Кроме того, они обвиняли правительство в том, что оно не требует от Ирака выполнения его обязательств, касающихся выплаты долга и компенсаций за причиненный во время захвата Кувейта и его оккупации ущерб, не предоставляет сведений о судьбе примерно 370 граждан Кувейта, которые были депортированы иракцами, не возвращает национальный архив Кувейта и его собственность, похищенную в период иракской оккупацииx. Все эти вопросы остаются до сих пор не решенными и воздействуют на характер складывающихся между странами отношений.
Один из депутатов кувейтского парламента обрушился на правительство с такими обвинениями: «Кувейт сегодня отличается от Кувейта времен 1990 г., однако, ваша внешняя политика по отношению к Ираку осталась той же. К сожалению, она отличается слабостью и нерешительностью. Создается впечатление, что это вы захватили Ирак, а не Ирак захватил Кувейт»xi.
Реакция со стороны правительств обеих стран была более сдержанной. Министр иностранных дел Кувейта шейх Мухаммед Ас-Сабах направил послания Генеральному секретарю ООН и председателю Совета Безопасности ООН, в которых выразил уверенность, что «Ирак выполнит свои международные обязательства по отношению к Государству Кувейт, что послужит созданию атмосферы доверия между двумя странами»xii.
Иракское правительство также, по всей видимости, хотело бы урегулировать возникшие разногласия и не обострять двусторонние отношения. В Кувейт направлена делегация, которая должна обсудить все спорные вопросы, возникшие в связи со строительством порта на острове Бубиянxiii. Тем не менее, этот кризис в отношениях двух стран свидетельствует о том, что и в будущем возможны повторения подобных ситуаций, когда разногласия сторон могут привести к углублению имеющихся между ними противоречий и открытому противостоянию между ними. Хрупкое равновесие в отношениях между Ираком и Кувейтом может быть, как показывают события, связанные с нынешним кризисом, в любой момент нарушено.
Мелкумян Елена Суреновна, доктор политических наук, профессор кафедры современного Востока РГГУ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».
Агентство КУНА. Визарат аль-ашгаль аль-амма (Министерство общественных работ). –http://www.kuna.net.kw/NewsAgenciesPublicSite/ArticleDetails.aspx?Langage=ar&cid=1965652. 02.08.2011.
Примечания:
ii Там же.
iii Там же.
Багдад туаккид ля шаръийя мина Мубарак (Багдад утверждает: порт Мубарак – незаконен) – http://international.daralhayat.com/internationalarticle/270781. 02.08.2011.
Инъикасат мина Мубарак аль-кувейтий ас-сальбийя (Негативное влияние кувейтского порта Мубарак) – Джаридат Аль-Басра аль-электронийа (Электронная газета «Аль-Басра») – http://www.basraelc.com/news.php?action=view&id=6372.
vi Багдад туаккид ля шаръийя мина Мубарак.
vii Там же.
Аль-Малики ябхас хатифийян маа назырихи аль-кувейтий (Аль-Малики обсуждает по телефону со своим кувейтским коллегой) –http://international.daralhayat.com/internationalarticle/293661. 02.08.2011.
ix Багдад туаккид ля шаръийя мина Мубарак.
Аль-муарада аль-кувейтийя тастахиллу ат-таваттур (Кувейтская оппозиция эксплуатирует напряженность…) – http://international.daralhayat.com/internationalarticle/288802. 02.08.2011.
xi Там же.
xii Там же.
xiii Ад-Даббаг ли «Аль-Хайят»: Саякун ли аль-хукума маукыф хасим иза субит адрар мина Мубарак ли аль-масалих аль-иракийя (Ад-Даббаг заявляет «Аль-Хайят»: правительство займет решительную позицию, если будет доказано, что порт Мубарак наносит ущерб иракским интересам). – http://international.daralhayat.com/internationalarticle/294275. 04.08.2011