Демонизм. Битва за души

E-mail Печать PDF

Исследование

Демонизм. Битва за души

Демон Пушкина

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь


И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, 
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Пушкин умер в 37 лет.

Демон Лермонтова

Источник: https://dzen.ru/a/YEonFyF4bGU2nalv?utm_referer=yandex.ru

Трудно поверить, но факт: Лермонтов писал поэму в общей сложности десять лет (!). До 1835 года он создал пять вариантов произведения. Однако содержание всё ещё сохраняло отпечаток отвлечённой мистики и философии. После того, как автор побывал на Кавказе на военной службе в полку и вернулся в центральную Россию, снова взялся за переделку повести, уже основательно. Седьмую по счёту авторскую редакцию Михаил Юрьевич закончил в декабре 1838 года. Но, готовя её к изданию, Лермонтов снова внёс поправки в текст в январе 1839 года.
Столь тщательно и столь долго он, пожалуй, не работал ни над каким другим поэтическим или прозаическим произведением.

Чётче вчитайтесь, вдумайтесь глубже в страстные признания Демона. В них поражает отсутствие сердечной теплоты, искренности, изначальной наивности, которые характерны для настоящего чувства. Идёт даже своего рода торг: «Твоей любви я жду как дара, и вечность дам тебе за миг… Пучину гордого познанья взамен открою я тебе». Обратите внимание: познание у Демона гордое, то есть, он продолжает служить страшному греху, за который когда-то его низвергли с Неба.

Демону необходимы своего рода «пропуск» в Рай, избавление от изгнания, возвращение после унылого скитания во Вселенной в первоначальное состояние – святое и ангельское. Как такое сделать? «Пропуском» могут служить только Любовь и Добро, на которые, увы, Демон не способен. Но зато он способен «отнять» великие чувства у Тамары, присвоить.

Перед последним вздохом Тамара, уже обольщённая, спросила ночного гостя: «На что тебе душа моя?». Да, она боялась, что её Добро будет превращено в его Зло. И потребовала от крылатого соблазнителя клятвы в том, что он ОТРЕЧЁТСЯ ОТ ЗЛА. То есть, потребовала, чтобы Демон изменил свою суть. Демон охотно дал такую клятву. Охотно, потому что знал: не будет её выполнять. Да, Тамара даже в эти страшные мгновения пыталась отстоять собственную душу. Она вспомнила о «главном оружии» - молитве. Но не смогла её вымолвить – настолько сильным было воздействие чар Демона.

Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!».

К груди хранительной прижалась,
Молитвой ужас заглуша,
Тамары грешная душа -
Судьба грядущего решалась,

Пред нею снова он стоял.
Но, боже! – кто б его узнал?
Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, -
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.

А через два года – 15 июля 1841 года – произошла трагическая дуэль у подножия горы Машук на Кавказе. Умер Михаил Юрьевич в 26 лет.

Владимир Соловьёв ⁠ писал, ссылаясь на воспоминания современников Лермонтова, что «рядом с самыми симпатичными проявлениями души чувствительной и нежной обнаруживались у него резкие черты злобы, прямо демонической» (от детской жестокости к животным до взрослой жестокости к людям, в особенности к женщинам). Философ полагал, что «демоническое сладострастие не оставляло его [Лермонтова] до горького конца» и что пером поэта водил настоящий «дух нечистоты», который и заставил Лермонтова прийти к идеализации и «оправданию демонизма», в конце концов его погубивших: в поведении Лермонтова на дуэли с Мартыновым Соловьёв видел «безумный вызов высшим силам», — вероятно, сходный с бессильными проклятиями Демона.

Поэма была запрещена в течение 15 лет и распространялась в списках.

Демон Врубеля

Источник: https://www.culture.ru/materials/256915/demony-mikhaila-vrubelya

В 1890 году Врубелю заказали иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. Вдохновившись поэмой «Демон», он начал работу над картиной, которая получила название «Демон сидящий».

«Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель сестре.

Demon-003

В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. В начале следующего года работу привезли в Санкт-Петербург на выставку, организованную объединением «Мир искусства». Но Врубель не мог «отпустить» свою работу.

С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду. Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание. На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился. Через несколько дней мы узнали, что он хотел в театре выйти из-за кулис на сцену, чтобы петь вместо певца, исполнением которого был недоволен. Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу. Врубеля госпитализировали в клинику, где психиатр диагностировал у него поражение нервной системы. Художник был буйным, не говорил связно, страдал манией величия.

В ноябре 1905 года в клинику приехал Николай Рябушинский, издатель журнала «Золотое руно». В редакции планировали создать галерею современных писателей и заказали портрет Валерия Брюсова Врубелю. Однако завершить работу Врубель не успел. 12 февраля он написал жене, что не может читать и рисовать, а через несколько дней полностью ослеп. Умер в 54 года.

Опера «Демон» Рубинштейна

https://soundtimes.ru/opera/spektakli/demon

https://2011.bolshoi.ru/about/press/articles/premiere/17116/

В 1871 году Антон Григорьевич Рубинштейн решил написать оперу на сюжет одного из своих самых любимых произведений – лермонтовского «Демона».

наступил сентябрь, и дирекция Императорских театров получила законченного «Демона» на рассмотрение. Первый вердикт по опере – в постановке отказать из-за её антирелигиозного характера. Год спустя, когда Ангела переименовали в Доброго гения и убрали все культовые символы, «Демона» цензура согласовала.

Из-за долгого написания Либретто с либреттистом Висковатовым произошел конфликт. (См. по ссылке выше)

После первого появления на сцене (1875) «Демон» Антона Рубинштейна постепенно завоевал лучшие театры не только в России (в Большом театре эта опера впервые прозвучала в 1879 году), но и за её пределами.

Причиной успеха стало сочетание привычного и нового. С одной стороны, здесь был традиционный «набор», столь любимый публикой: отверженный, страдающий, тщетно ищущий тепла и любви герой (прямой потомок не только лермонтовского Демона, но и его предшественников – Чайльд-Гарольда, Чацкого, Онегина и др.), находящаяся в плену роковой страсти красавица Тамара, колоритный бытовой фон – кавказские горы и восточные напевы и захватывающие события – убийство жениха, прерванная свадьба, смерть девушки в монастыре… Однако было и нечто новое, завораживающее, мистическое: обольщение Тамары, таинственный зов Демона, волновавший её, но неслышный для других.

Музыка «Демона» произвела глубокое впечатление как на знатоков, так и на рядового зрителя. Чайковский не стесняясь позаимствовал кое-что понравившееся для своих опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», все баритоны России (от великих до любителей) запели «На воздушном океане», а сопрано – «Ночь тепла, ночь тиха». Эта музыка и сейчас на слуху у каждого меломана. Сам же «Демон», как это ни парадоксально, мало кому известен, таким редким гостем стал он на оперной сцене.

«Демон» обрел второе рождение, когда в заглавной роли предстал П.А. Хохлов, создавший пронзительный, печальный и романтический образ. Ф.И. Шаляпин считал певца своим учителем, поэтому впоследствии эта партия стала ведущей и в его репертуаре. И Хохлов, и Шаляпин умерли в 65 лет. Антон Рубинштейн в 64 года.

Мариинский театр за всю историю оперы ставил её еще 6 раз, дважды до революции, трижды – в советское время. Последняя постановка состоялась в 2003 году.

Сегодня «Демон» является самой популярной оперой композитора, остальные практически не исполняются.

В 1960 году вышел фильм-опера «Демон», в котором главные роли сыграли Георг Отс (Демон), Сергей Лемешев (Князь Синодал) и Ольга Кашеварова (Тамара). Лемешеву на момент съемок было 58 лет, Кашеваровой – 55. Фильм снял Виталий Головин, сын известного оперного певца Дмитрия Головина.

В 1972 году у Герга Отца обнаружили опухоль мозга. Перенёс восемь операций, ампутацию глаза, однако практически до конца жизни продолжал работать. Умер в 55 лет.

Демон Блока

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-blok

Александр Блок

Демон

Иди, иди за мной — покорной
И верною моей рабой.
Я на сверкнувший гребень горный
Взлечу уверенно с тобой.

Я пронесу тебя над бездной,
Ее бездонностью дразня.
Твой будет ужас бесполезный -
Лишь вдохновеньем для меня.

Я от дождя эфирной пыли
И от круженья охраню
Всей силой мышц и сенью крылий
И, вознося, не уроню.

И на горах, в сверканьи белом,
На незапятнанном лугу,
Божественно-прекрасным телом
Тебя я странно обожгу.

Ты знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовешь?

Когда же вечер станет тише,
И, околдованная мной,
Ты полететь захочешь выше
Пустыней неба огневой, -

Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда.

И, онемев от удивленья,
Ты у’зришь новые миры -
Невероятные виденья,
Создания моей игры…

Дрожа от страха и бессилья,
Тогда шепнешь ты: отпусти…
И, распустив тихонько крылья,
Я улыбнусь тебе: лети.

И под божественной улыбкой,
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту…

1910 г.

 

Здоровье поэта начало слабеть после Октябрьской революции. Он поддерживал новую власть, а она в свою очередь не жалела его. У Блока появилась масса обязанностей и должностей, он не мог должным образом заботиться о здоровье, и вскоре это дало о себе знать. У него развилась астма, начало барахлить сердце, и ко всему этому добавилось психическое расстройство. В 1920-м он заболел цингой.

7 августа 1921 года Блока не стало. Он умер в собственной квартире в Петрограде от воспаления сердечных клапанов.

Перед самой смертью Блок обратился к властям за разрешением отправиться на лечение за границу, но получил категорический отказ. Говорят, что после этого поэт занялся уничтожением всех рукописей, отказывался от лекарств и пищи. Поговаривали, что он лишился рассудка перед самой смертью и постоянно твердил одну мысль – нужно уничтожить все экземпляры последней поэмы «12». Но никаких документальных подтверждений этим слухам не нашлось. Александр Блок умер в 40 лет.

 

Демон Дмитрия Хворостовского

 Демонизм. Битва за души

https://my.mail.ru/mail/lablancagata/video/_myvideo/65.html

24 июня 2015 года на официальном сайте Хворостовского появилось объявление об отмене выступлений певца до конца лета в связи с выявленной у него опухолью мозга. Певец принял решение пройти курс лечения в лондонской онкологической клинике «Роял Марсден[en]». Размышляя о причинах болезни, Хворостовский вспоминал о внезапно появившихся накануне депрессии, апатии, «чёрном восприятии мира», пессимизме и нежелании жить.

22 ноября 2017 года семья Хворостовского опубликовала в социальной сети Facebook заявление, в котором сообщила, что «после двух с половиной лет борьбы с раком мозга он мирно умер этой ночью, 22 ноября, в кругу семьи в хосписе рядом со своим домом в Лондоне». Ему было 55 лет.

 

Обновлено ( 22.08.2023 05:30 )  

ОДР первая ступень

ОДР вторая ступень


Вы можете поделиться статьей в социальных сетях!